?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Тринадцатый. Часть 5. Экранизации (начало)
swgold

все картинки кликабельны

05-00.jpg

5. Экранизации

         Роман Хайнлайна пережил несколько экранизаций. Слова «пережил» и «экранизация», пожалуй, следует поместить в кавычки. Всё это были истории, придуманные режиссёрами и сценаристами, близкие или очень далёкие от исходного сюжета, объединённые одним качеством – в них не было ничего хайнлайновского, кроме ссылок в титрах.

05-01-00.jpg

5.1. Сериал 88-го. Любовь и смерть

         Впервые роман был экранизирован в год смерти писателя, в 1988 году. Мульт-сериал «Uchuu no Senshi» снял в Японии режиссёр Амино Тэцуро для компаний «Bandai Visual» и «Sunrise Inc». Фильм был сделан по всем канонам аниме 80-х: графика и палитра весьма аскетичны, никакого 3D, тени почти отсутствуют, фоны условны, взрывы в виде огромных шаровых молний (стрельба в виде молний поменьше). Главные герои – тоже вполне каноническая триада: брюнет, блондин, шатен. Точнее, она – брюнетка.

05-01-01.jpg

         Это Джонни, типичный светловолосый голубоглазый гайдзин. Кто там что-то говорил про филиппинцев? Забудьте. Кстати, забавно, но семья парня – тоже триада: отец брюнет и мать-шатенка. И их сын – голубоглазый блондин по имени Хуан. Так причудливо сошлись гены… Ну, или… Да нет, наверное, мальчик в дедушку пошёл.

05-01-02.jpg

         Вот Карл. Ну, с этим парнем всё просто: он умный – значит, в очках. Карл не стал героем мультика. Он появляется на вечеринке как лучший друг героя, а затем исчезает навсегда.

05-01-03.jpg

         Это Карменсита, и с ней художник явно превзошёл себя. Настоящая знойная латинос. Правда, в других ракурсах она, как правило, довольно страшненькая, но что поделать: по канону у людей в профиль должна быть огромная нижняя челюсть и треугольный нос, красавица или нет – неважно, правила одинаковы для всех.

         Ещё в мультике есть очень грозный и очень колоритный сержант Зим. Он почему-то всё время ходит в жолтой майке и прожигает новобранцев взглядом:

05-01-04.jpg

         А вот в этой сцене, по-моему, впервые появляется визуально эмблема Федеральной службы:

05-01-05.jpg

         Несколько невнятно, рисовать имперского орла художник не рискнул, но его крылышки уже можно различить.

         Вот так выглядят учебные и боевые скафандры:

05-01-06.jpg

05-01-07.jpg

         В фильме довольно подробно описаны сенсоры и другие мелкие технические детали их конструкции, жаль только, что они порой выглядят цельнотянутыми из другого аниме, вышедшего годом ранее, «Madox 01». Во всяком случае, шлем с дисплеем на лобовом стекле точно потырен оттуда. Зато в «Десанте» полностью показана настоящая высадка в капсулах под зенитным огнём (а не идиотская затея с шаттлами, которая немного погодя полностью вытеснила оригинальную идею Хайнлайна из франшизы). В отличие от романа, во время высадки десанту придаётся маленький симпатичный роботанк-неваляшка с тремя гусеничными шасси. Его боевые характеристики равны нулю, он просто несёт на себе телекамеру, но враги, тем не менее, всякий раз безжалостно его уничтожают.

05-01-08.jpg

         А вот сами враги совсем не похож на описанных Хайнлайном арахнидов – вместо жуков в мультике ползают, зарождаются из спор и сливаются в суперамёбу какие-то жуткие полиморфные твари. Иногда они, впрочем, ходят на двух ногах и рубят людей напополам своими страшными щупальцами, словно самурай мечом.

05-01-09.jpg

         Немного смахивают на пришельцев из «Дня независимости», но, конечно, источники идей разные.

         А ещё у них есть истребители:

05-01-10.jpg

         Обратите внимание на «клюв». У монстров нет ручного оружия, как в книге, здесь они открывают такой клюв и плюются сгустками плазмы. Этот клюв потом позаимствовали последователи и творчески переосмыслили его функции. Помимо наземных и летающих тварей, враги умеют путешествовать в космосе. Для этого они превращаются в споры, похожие на тыквы, и сливаются в Рой, который способен пожирать звездолёты

05-01-11.jpg

         Сюжет поначалу довольно близко следует книге, правда сценарист явно старается раскрыть мимоходом упомянутые автором события и, наоборот, свернуть ключевые эпизоды. Центральную часть в сериале занимает а) учебка и б) любовь Джонни и Карменситы. Разумеется, Джонни тут типичный анимешный подросток, он постоянно тупит, тормозит и внезапно (и очень некстати) начинает терзаться разнообразными сомнениями – с нулевым результатом. К шестой серии он уже побывавший в боях воин, но по-прежнему не может признаться в любви своей девушке.

         Несмотря на сюжетную близость к роману, сериал старательно обходит стороной всё его интеллектуальное содержание и тщательно спиливает все острые углы сюжета. Сценарист то ли не видит идей Хайнлайна, то ли категорически с ними не согласен. Он пытается встроить в историю, изначально полную пафосных установок типа «сражайся за родину, сынок, и побеждай», совершенно ущербную японскую парадигму проигравшей стороны. Прошедшие подготовку солдаты в любой критической ситуации немедленно впадают в истерику или ступор – и гибнут, завершив свой бессмысленный психологический этюд. Эффективное оружие внезапно без всяких причин перестаёт быть эффективным. Могучая техника и резервы внезапно куда-то деваются, оставляя несчастных десантников наедине с полчищами врагов и т.п.

         Послание, которое несёт зрителям сериал, выглядит следующим образом: Война – зло, люди к ней не приспособлены, у них хрупкая психика. Мы, конечно, будем сражаться, раз уж так получилось, но наверняка бессмысленно погибнем, потому что враг окажется сильней.

         И, разумеется, ни о какой избирательной системе, ни о какой новой морали в фильме речи не идёт – внешне, это стандартная история из серии «на нас напала какая-то Неведомая Фигня», и войска самообороны мужественно пытаются дать ей отпор. Правда, на этот раз НФ заметно меньше Годзиллы, а оружие войск самообороны действует на врага чуть более эффективно, но для зрителя, умеющего считывать послания, вполне очевидно, что победа не будет завоёвана силой оружия. Наверняка мир в Галактику принесёт какая-нибудь маленькая девочка с суперспособностями, ну или вообще всё как-то само собой затухнет, по естественным причинам…

         Несмотря на традиционно-невнятную концовку, сериал вполне можно разок посмотреть, даже без особого насилия над собой – например для того, чтобы увидеть, как в восьмидесятые умели обходиться без компьютерной графики, минимумом визуальных средств и фоновой музыки. Кстати, да, музычка. Центральная тема фильма подозрительно напомнила мне песенку Wham «Last Christmas I Gave You My Heart», но у Wham-то песенка хорошая, так что это, думаю, ничего.

         Фильм не был тепло встречен публикой, возможно, для японцев он получился всё же слишком гайдзинским, и не оставил после себя заметного следа в истории. Но кое-какие фанаты у него всё же были. Они-то и перегнали его с допотопного лазерного диска на DVD, а потом другие энтузиасты на Анидабе подарили ему русскую озвучку. И я говорю им спасибо, хорошо. Если бы не энтузиасты, мы бы довольствовались вот этими картинками и гадали: а что же там было-то на самом деле?

05-01-12.jpg05-01-13.jpg05-01-14.jpg

         Зато теперь мы точно знаем, что японцы в «Uchuu no Senshi» творчески переработали роман, лишив сериал всех его основных идей, оставив только любовь, учёбу и противостояние десантников инопланетным тварям. Но даже этот подход к литературному первоисточнику можно считать весьма бережным – по сравнению со следующей экранизацией.

Продолжение следует

.
Часть 0. Прелюдия. Предыстория (начало).
Часть 0. Предыстория (продолжение).
Часть 0. Предыстория (продолжение).
Часть 0. Предыстория (окончаниие).
Часть 1. Фашизм, сексизм, милитаризм.
Часть 2. Настолки и ролёвки.
Часть 3. Первая Компьютерная.
Часть 4. …и прочая мультимедия.
Часть 5. Экранизации (начало). - You are here
Часть 5. Экранизации (продолжение).
Часть 5. Экранизации (снова продолжение).
Часть 5. Экранизации (окончание).
Часть 6. Комиксы (начало).
Часть 6. Комиксы (окончание).
Часть 7. Вторая компьютерная. ХХ лет спустя.
Часть 8. Верхом на огненной метле.
Часть 9. Бронированные фантазии.
Часть 10. Яблочные семечки и воины цветов.
Часть 11. Октоподы.
Часть 12. Экзотика и эксклюзив.
Часть 13. Русский размер. .