swgold (swgold) wrote,
swgold
swgold

Categories:

Пионерская рапсодия. Части 0-1. Увертюра и Прелюдия.

все картинки кликабельны



00-00.jpg


Пионерская рапсодия


0. Увертюра


00-01.jpg


Происхождение скаутов. Сэр Роберт Баден-Пауэлл и африканские бриллианты


           В 1899 англичане решили отобрать у голландских поселенцев Южной Африки золотые прииски и алмазные копи. Они отправили на чорный континент ограниченный контингент войск и Уинстона Черчилля впридачу. Нет, покомандовать ему не дали, так что он всю войну пробегал с блокнотиком и «лейкой», изображал репортёра. Войска прибыли, высадились на побережье, отбитое ещё в Первую Англо-бурскую войну, и тут же начали развешивать на пальмах таблички «Achtung!» и «Verboten!» и строить концентрационные лагеря для ещё непобеждённых буров. Буры, видя такое дело, обурели, побросали лопаты, похватали ружья и побежали мочить чортовых бифитеров. Англичане, смекнув что унтерменши сдаваться не собираются, попрятались в укреп-районы и стали звать на помощь. Так началась Вторая Англо-бурская война. В одном из осаждённых городков на свою беду оказался полковник британской армии сэр Роберт Баден-Пауэлл. Видя, что регулярные войска Короны не в силах дать отпор вонючим фермерам и рудокопам, он задумался о привлечении в армию резервистов, но резервистов в городке, как назло никаких не было – британские поселенцы только-только обосновались на оккупированных территориях, и резервисты тут были разве что потенциальные – с пухлыми розовыми щёчками, ещё не знавшими бритвы. «Что ж, делать нечего, – вздохнул сэр Роберт. – И отцы ушли, и братья ушли, что же им, малышам, только в палки играть да в скакалки скакать? О чём это я? Неважно. Они будущие воины, пусть послужат сейчас, а потом зачтётся» И сэр Роберт организовал из малышей отряд разведчиков особого назначения. Глупые невежественные буры и подумать не могли, что дети могут участвовать в войне, поэтому не обращали на юных коммандос Баден-Пауэлла никакого внимания. А орлята сэра Роберта между тем собирали секретные сведения, доставляли секретные донесения, жгли посевы и травили колодцы, учились ориентироваться на местности, а также осваивали приёмы ОБЖ.



           Вдохновлённый успехом, сэр Роберт, вернувшись на родину, решил превратить в маленьких головорезов всё юное население Королевства – растущему организму Империи, над которой никогда не заходит солнце, требовалось всё больше и больше войска. Так возникла первая организация бойскаутов. Потом скаутинг охватил весь мир – желание куда-то направить энергию подростков разделяло всё цивилизованное человечество. Изгнав подростков из своей жизни, взрослые надеялись, что те из скаутских лагерей прямым ходом будут отправляться в лагеря военные, пополняя контингент регулярной армии, а также в кампусы или ещё куда-нибудь подальше, чтобы появиться в обществе уже готовым винтиком социальной машины. С этим вышел некоторый затык – многие скауты вовсе не хотели ни служить в армии, ни учиться. Они хотели оставаться скаутами. Поэтому учение сэра Роберта было развито и углублено: скаутом можно было оставаться, сколько захочешь – для этого были придуманы разные должности.


Возрастные категории и звания Скаутов:



  • 6-7 лет Однозвездный скаут (волчонок/белочка/лисичка)

  • 7-8 лет Двухзвездный Cкаут

  • 8-10 лет Трехзвездный Скаут

  • 10-12 лет Скаут 2-го разряда

  • 12-14 лет Скаут 1-го разряда

  • 13-16 лет опытный скаут. Скауты, состоящие в организации не менее 7 лет, называются «Радужные скауты»

  • с 16 лет Инструктор

  • с 18 лет Скаут-мастер. Это звание требует прохождения специальных курсов подготовки


           Кроме того есть различные должности типа «Помощник скаут-мастера» или «Заместитель инструктора» и тому подобное.


           Мировое скаутское движение со временем консолидировалось, начались всемирные слёты, обмен делегациями и прочая политика. Но, несмотря на одинаковые шортики и панамки, в отрядах скаутов быстро возникли разные национальные особенности. Так, например, норвежским скаутам вручали удочку и фляжку с пресной водой и отправляли в море на утлых шлюпах, американским вручали палатку и выгоняли в леса, а советским скаутам вручали горн и барабан и загоняли в специальные лагеря… Формально советская Пионерская организация им. В.И.Ленина была наследником российской скаутской организации. Но на самом деле это были небо и земля. Скауты салютовали зигами с тремя пальцами, а пионеры отдавали получесть всей пятернёй. Скауты жили в палатках и осваивали выживание на подножном корму в дикой местности, а пионеры жили в чистеньких коттеджах с ватерклозетами, столовой и фельдшерским пунктом и осваивали спортивное ориентирование и авиамоделизм. Тем, кто провёл свое детство под тенью каравеллы, трудно понять тех, кто стоптал ноги, бродя по лесам. У пионерской организации и движения скаутов в действительности нет точек пересечения. Горн, барабан, портрет Павлика Морозова и тимуровские набеги на соседские огороды – всё это нужно забыть. Скаутинг – это школа выживания, жестко ограниченная пуританскими нормами морали. Попытка сохранить идеи и психологию Фронтира посреди разгула цивилизации для возможного дальнейшего употребления – для ведения партизанской войны или освоения новых территорий. Где, интересно, они планируют искать эти новые неосвоенные территории? Разве что на другой планете.



00-03.jpg00-04.jpg


Клятва и законы Скаутов


           Клянусь моей честью, что я сделаю все возможное, чтобы выполнить мой долг перед Богом и моей страной, буду выполнять Законы Скаутов, всегда помогать другим людям, быть сильным, умным, морально устойчивым.


           Если клятва на диво коротка, то законы ещё короче. Они требуют, чтобы скаут был:



  • Надёжен

  • Верен

  • Полезен

  • Дружелюбен

  • Вежлив

  • Добр

  • Послушен

  • Весел

  • Бережлив

  • Храбр

  • Опрятен

  • Благовоспитан



00-02.jpg


Рупор Скаутов


           Как у всякой приличной организации, у скаутов Америки был свой журнал. Ну, то есть, на самом деле скаутских движений было не одно, а три, и журнал начал выходить в 1911 году под одной маркой, потом его перекупили другие скауты... Но, в конце концов, как сказал Дункан МакЛауд, «должен остаться только один». Теперь журнал выпускается единой Организацией Бойскаутов Америки, ему больше ста лет, и ориентирован он на аудиторию в возрасте от 6 до 18 лет. Журнал пытается объять необъятное и, помимо чисто скаутских заморочек, имеет обширную познавательную, образовательную, общекультурную и литературную направленность. Надо сказать, что к концу 40-х годов прошлого века ежемесячный журнал «Boys’ Life» стал довольно универсальным медийным средством – это «Пионер», «Костёр», «Юный натуралист» и «Техника молодёжи» в одном флаконе. Литературная часть его до сего времени ограничивалась историческими и назидательными рассказами, но литредактор Ирвин Крамп решил разбавить эту нудятину фантастикой, причём фантастикой научной, с хорошим бэкграундом из школьной физики и химии. Естественно, он не мог пройти мимо такого детского писателя, как Роберт Хайнлайн.


           Был ли Хайнлайн бойскаутом? Разумеется, в детстве Бобби Хайнлайн был скаутом. Информации о его ранге и нашивках не сохранилось, но сам факт принадлежности к движению остался, по крайней мере, в 12 лет он состоял в отряде – по его собственным словам. Вряд ли он щеголял в красивой новенькой форме, как ребята на последних страницах журнала «Boys’ Life» - семья Хайнлайнов была большой и малообеспеченной. И вряд ли его активная жизнь в отряде продолжалась долго. С третьего класса Бобби зарабатывал, как только мог, обеспечивая себе карманные деньги, а через несколько лет, примерно с 1920 года и вовсе перешёл на самообеспечение и постоянный рабочий график. При этом он посещал уйму кружков, и его день был так плотно расписан, что уроки он часто делал уже по дороге в школу. Разумеется, при таком образе жизни скаутские слёты и нашивки отступили на второй план, а потом и вовсе скрылись за горизонтом. Много позже, когда писатель начал работать по контракту на «Scribner’s» и параллельно печататься в «Boys’ Life», он вынужден был прибегать к помощи юных бета-тестеров – собственных племянников, один из которых, сын его сестры Луизы, Билл, дослужился до ранга Орёл.


           «Орёл» – высшая категория в скаутских рангах, получить её мечтают все маленькие птенцы Бадена-Пауэлла.


Ранги Скаутов:



  • Tenderfoot – Новичок

  • Second Class – Второй класс

  • First Class – Первый класс

  • Star Scout – Звёздный

  • Life Scout – Пожизненный

  • Eagle Scout – Орёл


01-00.jpg

1. Прелюдия: В лунной пыли


           Всё началось с того, что упомянутый выше Ирвинг Крамп (редактор беллетристики в скаутском журнале «Boys’ Life»), прочитав в октябре 1947 года «Ракетный корабль «Галилео», написал Роберту Хайнлайну письмо, в котором попросил для журнала рассказов или коротких повестей (лимит не больше 20000 слов) с таким же серьёзным научно-техническим бэкграундом, как в «Галилее». Хайнлайн посоветовался со своим литагентом Блэссингеймом, тот провентилировал вопрос в издательстве «Scribner’s» и они разработали изящный бизнес-план, позволяющий снимать два урожая зелёных бумажек с одного дерева: Хайнлайн пишет очередной роман, урезает его примерно втрое (издательский лимит был 70000 слов), а затем продаёт урезанный вариант Ирвингу Крампу и полный – Чарльзу Скрибнеру. Поскольку книга уходит в печать не сразу, у журнала есть окно в два-три месяца, чтобы успеть напечататься до выхода книги.


           Бизнс-планы, как известно, хорошо выглядят на бумаге, а в реале вечно возникают какие-то непредвиденные обстоятельства. Если бы не эти обстоятельства, вокруг было бы пруд-пруди миллионеров, и кто бы тогда, спрашивается, обеспечивал реальный сектор экономики?


           Увы, сделка с Крампом по следующему роману, «Космический кадет», сорвалась самым дурацким образом: Крамп прочитал черновик «Космонавта-стажёра» и обнаружил упоминание о распитии спиртных напитков!!! Бойскаут не может употреблять табак и алкоголь ни при каких обстоятельствах. Так что журнал, к сожалению, не может использовать предложенный материал, но не снимает своё предложение о произведениях объёмом до двадцати тысяч слов и уверяет писателя в своей готовности рассмотреть любые другие произведения, бла-бла-бла… Хайнлайн охарактеризовал ситуацию на рынке детской литературы несколькими короткими, но ёмкими словами, которые не вошли в «Биографию» Паттерсона, и переключился на другие проекты. Но вскоре он вернулся к теме детской литературы, у него внезапно хорошо пошли «лунные» рассказы, и он с разгона решил сделать для Крампа чисто мальчиковый скаутский рассказ. Что-то вроде «Темных ям Луны». «Ямы» он пристроил в «Saturday Evening Post», тарифы там были в разы больше, чем у Крампа, но материала после «Ям» оставалось достаточно, чтобы сделать ещё парочку вещей.


           И этот рассказ, «На Луне ничего не случается», был изначально скаутский – о первом межпланетном Тройном Орле. Разумеется, все планы в процессе работы полетели к чорту, вместо короткого рассказика у Боба получилась целая повесть в 25 тысяч слов. В ноябре 1948 года он закончил черновик и тут же принялся его черкать. В качестве эксперимента он попытался внедрить в эту рутинную работу новые технологии и использовал набор цветных карандашей – каждая стадия сокращений отмечалась своим цветом. В результате он ужал текст до 9000 слов, при этом рукопись стала выглядеть, по его словам, «как модерновые обои».


           Крамп принял текст, и в апреле-мае 1949 года он вышел в «Boys’ Life». Посмотрим, как это выглядело.



01-01.jpg

1949, «Boys’ Life» № 04. Художник Reynold Brown.


           Вы, конечно, заметили экстравагантную деталь юных космонавтов: лыжи. Они нужны были для хождения по пыли. Считалось, что за миллиарды лет на Луне скопилась жуткая пылища. Британские учёные оценивали толщину пыльного слоя в километры. В таком море запросто мог утонуть автобус с туристами. Все помнят эту книжку?



01-02.jpg

1965. «Знание». Художник С.Центромирский.


           Британским учёным вторили американские. Некто А. Азимов писал: «Я представляю, как первая космическая станция, выбрав великолепную плоскую площадку для прилунения, медленно садится... и исчезает из виду, погружаясь в пыль». В общем, пыль многим застила глаза. Американские военные, разрабатывая планы строительства лунной базы, тоже озаботились пыльной проблемой и снабдили проект лунного скафандра специальными пылеступами:

01-03.jpg

1959. US Army Project «Horizon». Художник неизвестен.


           Учёные тоже много и плодотворно размышляли над способами передвижения в пыльном мире. В качестве альтернативы пылеступам предлагалось беличье колесо:



01-04.jpg

1960. «Modern Mechaniх» № 08. Художник неизвестен.


           Понятно, что подобные издевательства никого не устраивали, и здравомыслящие люди искали какую-нибудь нестыдную альтернативу. Герои лунных рассказов Хайнлайна, например, перемещаются по лунным морям на лыжах. Ну, или иногда – прыжками:



01-05.jpg

1949, «Boys’ Life» № 04. Художник Reynold Brown.


           Кроме того, считалось, что на Луне можно будет легко заниматься альпинизмом. Воображение писателей-фантастов сильно подстёгивал факт пониженной гравитации (и то, что они в то время ещё не знали о досадных особенностях реальных лунных скафандров, разработанных в NASA). Лунному альпинизму посвящена третья картинка Брауна – по-моему, совершенно замечательная:



01-06.jpg

1949, «Boys’ Life» № 04. Художник Reynold Brown.


           На этом первая часть рассказа заканчивалась. Продолжение в следующем номере начиналось с долгой дороги в пыльных дюнах:



01-07.jpg

1949, «Boys’ Life» № 05. Художник Reynold Brown.


           Тут замечательная игра с двумя цветами. Всё-таки ограниченные средства заметно подстёгивают талант художника. Нет-нет! Я вовсе не говорил о том, что художники непременно должны голодать! Я знаю множество замечательных бодипозитивных живописцев – Войцех Сьодмак, Дэнни Флинн, Джо Петаньо… Но вернёмся к Рейнольду Брауну. К сожалению, он нарисовал ещё только одну картинку к рассказу:



01-08.jpg

1949, «Boys’ Life» № 05. Художник Reynold Brown.


           Тут есть хорошая работа с пылью и светом. Картинка была бы совсем замечательной, если бы Браун правильно рассчитывал углы падения лучей. А так это просто хорошая, драматичная картинка. И подъём «лесенкой» – это просто здорово! В этом обзоре мы ещё вернёмся к работам Рейнольда Брауна. Но это будет в следующей части.


Продолжение следует



.

Части 0-1. Увертюра и прелюдия. - You are here

Часть 2. Рапсодия part 1.

Часть 2. Рапсодия part 2.

Часть 3. Вариация на тему фермера part 1.

Часть 3. Вариация на тему фермера part 2. Части 4-5



.




обзор по "Марсианке Подкейн"

обзор по "Кукловодам"

обзор по "Двойной звезде"

обзор по "Двери в лето"

обзор по "Звёздному зверю"

обзор по "Беспокойным Стоунам"

обзор по "Между планетами"


обзор по "Гражданину Галактики"

обзор по "Туннелю в небе"

обзор по "Астронавту Джонсу"

обзор по "Ракетному кораблю "Галилей"

обзор по "Пасынкам Вселенной"

обзор по "Космическому кадету"

обзор по "Красной планете"


обзор по "Фрайди" и "Бездне"

обзор по "Времени для звёзд"

обзор по "Фермеру в небе", "Новичку в космосе" и "На Луне ничего не случается"

обзор по "Имею скафандр - готов путешествовать"



 

Полный список статей см. по ссылке

Tags: Хайнлайн, картинки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments