swgold (swgold) wrote,
swgold
swgold

Category:
  • Music:

Опус № 67. Часть 2. Альтернативная нереальность

все картинки кликабельны



2. Альтернативная нереальность



         Забудем о работах Клиффорда Гири и его последователей. Посмотрим, что нам предложат самобытные художники, которые не ищут проторённых путей.
         Начнём с классической работы Барклая Шоу. Вслед за Саважем он приделал на шлем Джима непонятный «ирокез», а кислородный шланг переместил в нижнюю часть маски, сделав более привычным «хоботом». Его главное дизайнерское новшество – цельное смотровое стекло вместо раздельных очков маски:

02-01.jpg
1986 «Del Rey»/«Ballantine». Художник Barclay Shaw.



         Оригинал картинки:

02-02.jpg
Художник Barclay Shaw.



         Несмотря на красоту, марсианская «капуста» выглядит жалко - это явно изображена именно она, но размеры совершенно недостаточны, чтобы спрятать на ночь хотя бы одного Виллиса. Тем не менее, это хорошая картинка, которую охотно использовали издатели в Германии и Чехии:

02-03.jpg02-04.jpg
1999 «Bastei Lubbe», 2000 «Straky na vrbe». Художник Barclay Shaw.



         Британский художник Дерек Коллиган, создавший неплохую серию картин для сс Хайнлайна издательства Роберта Хэла, тоже поработал над конструкцией кислородной маски, превратив бедного мальчика в пучеглазое марсианское чудовище:

02-05.jpg
2000 «Robert Hale Ltd». Художник Derek Colligan.



         Оригинал картинки:

02-06.jpg
Художник Derek Colligan.



         Такая кислородная маска, очевидно, неработоспособна, да и компрессионный костюм выглядит, мягко говоря, странно.  Ну, зато… ммм… зато здесь очень симпатичный Виллис – он весь такой круглый и гладкий, просто замечательно!
         Художник Джерри Расселл, нарисовавший в нулевых годах прекрасную серию работ по мотивам Хайнлайна для « Fullcast Audio» (редкий случай, когда аудиокниги оформляют оригинальными картинками), вслед за Шоу подарил марсианским колонистам единое смотровое стекло вместо раздельных очков маски.

02-07.jpg
20?? «Fullcast Audio». Художник Jerry Russell.



         Оригинал картинки:

02-08.jpg
Художник Jerry Russell.



         Всё-таки, несмотря на разные нововведения, конструкция марсианского скафандра продолжает повторять легководолазное снаряжение – но уже более современное.

02-08a.jpg



         А теперь от цельных очков перейдём к их полному отсутствию. Во всяком случае, я не смог разглядеть их на картинке итальянского художника:

02-09.jpg
1958 «La Sorgente». Художник A. Drusani.



         Можете посмотреть в хорошем разрешении – никаких признаков глаз (а также шлангов и кислородных баллонов), зато имеется гладиаторский гребень на макушке.

02-10.jpg
1958 «La Sorgente». Художник A. Drusani.



         Думаете, глаз не видно потому что ракурс неудачный? Через несколько лет книгу переиздали, и на обложке Джим повернулся анфас:

02-11.jpg
1978 « La Sorgente ». Художник неизвестен.



         Видимо, безликость – это политика издательства, а не фантазия художника. С начала восьмидесятых этот принцип только усиливался. Вскоре не только глаз, но и самого мальчика не стало – осталась только ровная безжизненная поверхность Красной планеты:

02-12.jpg
1994 «Fanucci». Художник неизвестен.



         От итальянцев перейдём к туркам. Они тоже предпочли поместить на обложку пустынный безжизненный пейзаж:

02-13.jpg
1996 «Metis Yayinlari». Художник неизвестен.



         Фирма «Мантикора», которая сейчас издаёт новое германское сс Хайнлайна, решила оживить пейзаж, установив в центре обитаемый купол – правда, он совсем-совсем из другой космооперы.

02-14.jpg
2016 «Manticore». Художник неизвестен.



         Сравните с первым немецким изданием книги:

02-15.jpg
1952 «Gebruder Weiss». Художник Bernhard Borchert.



         Джима верхом на марсианине вы, наверное, разглядели без пояснений. А вот эта непонятная штука в небе – видимо, воплощённый в железо немецкий проект тэйлситтера Focke-WuIf «Triebfluegel». Вот он в наземном положении, под суперобложкой:

02-16.jpg
1952 «Gebruder Weiss». Художник Bernhard Borchert.



         А вот его прототип:

02-16ao.jpg



         Разной экзотической техники на немецких обложках всегда хватало. Гениям из «Гейне» особенно полюбились ледовые скуттеры:

02-17.jpg
1974 «Wilhelm Heyne Verlag». Художник неизвестен.



02-18.jpg
1980 «Wilhelm Heyne Verlag». Художник неизвестен.



         Здесь налицо безудержная страсть к шумным железкам и ничем не ограниченный полёт фантазии. Нет, на этой картинке всё не так плохо. Куда хуже бывает, когда эти полёты накладываются на полную некомпетентность и незнание предмета. Тогда возникают вот такие шедевры:

02-19.jpg02-20.jpg
1966 «Moewig» серия « Terra » № 454-455. Художник Johnny Bruck.



         Ситуация, по-моему, совершенно очевидная: к моменту выпуска первой части художник книгу вообще не читал (услышал про тигровые полосы и решил, что заготовка для бестеровского «Тигр! Тигр!» сойдёт),  а к моменту выпуска второй части успел пролистать несколько страниц. Ну, его можно понять. Иоганн Герберт Брук – весьма востребованный иллюстратор. Он трудился для «Терры», «Утопии» и «Перри Родана», не покладая рук, и выпускал по сто пятьдесят обложек в год, а потом ещё рисовал внутренние иллюстрации – как минимум, по штуке в каждый выпуск. Всего в его активе 1797 обложек к «Перри Родану» и бесчисленное множество других работ. Учтите, что пик его творчества пришёлся на дофотошопную эпоху, когда основным инструментом художника были краски, кисти и просвет-столик, в обиходе именуемый «дралоскоп». Когда я впервые увидел в ISFDB его портфолио, первое, что мне подумалось, что Джонни Брук – это условный псевдоним, прикрывающий воровство чужих картинок, что-то вроде «переводчика Ганько» из «Центрполиграфа». Но оказалось, что это вполне реальный человек, который жил в Пруссии, служил на флоте, тонул, выплыл, в госпитале познакомился с карикатуристом, который вдохновил его на занятия рисунком. В конце войны он опоздал в часть из увольнительной, и встретил 9 мая на тюремной койке, где ожидал расстрела за дезертирство. После войны он подался сначала в журналистику, а потом в иллюстраторы, и довольно быстро встал к станку на фабрике по производству немецкой палп-фикшн « Pabel Verlag ». Здесь немецкие писатели гнали по роману в месяц, а немецкие художники гнали по картинке в день. Эта машина могла бы завалить своей продукцией весь мир, если бы не языковой барьер и импортно-экспортные ограничения. В первые годы Иоганн практически в одиночку обеспечивал обложками и внутренними иллюстрациями две или три издательских серии. То ли ради разнообразия, то ли ради минимизации налогов он подписывал работы разными иностранными именами. Одним из его псевдонимов был «Джонни Крэш» (от английского crash – авария). В 1995 году Джонни Крэш, разменяв восьмой десяток, продолжал работать иллюстратором. Видимо, он был безбашенный старикашка, потому что гонял по городу на мотоцикле без шлема и 6 октября попал в аварию, оборвавшую его жизнь.
         Но вернёмся к «Красной планете». Тенденция рисовать марсианских колонистов без шлемов была у многих художников. Вот относительно свежее американское издание:

02-21.jpg
2006 «Del Rey»/«Ballantine». Художник John Picacio.



         М-да… Конечно, после Даррелла Свита трудно выглядеть хорошо, но, с другой стороны, если у тебя фамилия Пикассио, нужно же хоть немного… ой, ладно.
         А вот японское издание:

02-22.jpg
1967 «Kodansha». Художник Накадзима Сэйкан.



         После шедевра 56 года увидеть на обложке у «Коданся» подобную мазню совсем не ожидаешь. Но таковы пути маркетинга и издательской политики. Они непонятны неспециалистам, но так и должно быть, правда? Если бы всё было очевидно, любой человек с улицы мог бы занять кресло топ-менеджера и управлять предприятием, руководствуясь одним здравым смыслом и минимальным жизненным опытом, и тогда вся наша цивилизация непременно рухнула бы… Кто сказал «неправда»? Приставы, немедленно очистите зал от подрывных элементов.
         Ещё парочка японских обложек. На первой мы видим… эй, да это же меха! Наверняка внутри неё сидит няша в облегающем костюмчике и дёргает за рычаги.

02-23.jpg
1985 «Sogen SF». Художник неизвестен.



         Непременно кликайте по картинке – там полно деталей, которые можно разглядеть только в увеличенном изображении. Например, Виллис, вцепившийся в плечо мальчика, рюкзак, летящий у него за спиной, цельное – да, да! – смотровое стекло на маске. Или призрачные фигуры на заднем плане – толи босс уровня, то ли Древний. Ох и накрутил этот Робато Хайнрайн!

02-24.jpg
1985 « Somotho »? Художник Wakana Hitoshi.



         Здесь всё замечательно, за исключением отсутствия шлемов и кислородных аппаратов у детей. Хочу обратить внимание на архитектуру вдали – она очень похожа на марсианский город Даррела Свита. Фигура марсианина впечатляет сияющими глазами.

         А теперь давайте забудем о шлемах и масках, о всякой технике и архитектуре и переключимся на флору и фауну Красной Планеты.
         Британское издание 73-го года пугает нас «водянщиком» на обложке:

02-25.jpg
1973 «Pan Books». Художник неизвестен.



         Французы порадовали бессмертным образом Колобка:

02-26.jpg
1952 «Hachette». Художник неизвестен.



         А вот ещё один Виллис, португальский. Он будет пострашнее:

02-27.jpg
1981 «Europa-America». Художник неизвестен.



         Ужасный Дэнни Флинн на этот раз постарался, и картинка получилась вполне приличная:

02-28.jpg
1990 «Gollancz». Художник Danny Flynn.



         Виллис выглядит довольно забавно. Оригинал картинки:

02-29.jpg
Художник Danny Flynn.



         И в завершение – японская обложка, которая закрывает тему Красной Планеты:

02-30.jpg
1985 «Hazime». Художник неизвестен.



         Видимо, это самое лучшее и самое лаконичное художественное решение. Победа в двух номинациях!

Окончание следует



.

Часть 0. Предыстория. Книга, которой не было

Часть 0. Предыстория. Истоки вдохновения. Скандал

Часть 0. Предыстория. Виллис. Кто на самом деле заказывал музыку

Часть 0. Предыстория. Компромиссы. Парты, дети, два ствола

Часть 0. Предыстория. Соавторы. История с названием. Экранизация

Часть 1. Пучеглазые дайверы Клиффа Гири

Часть 2. Альтернативная нереальность - You are here

Часть 3. Россия – родина инженеров Мэнни





 
Tags: Хайнлайн, картинки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments