swgold (swgold) wrote,
swgold
swgold

Categories:

Богач, бедняк, нищий, вор. Часть 5. Кунсткамера

Часть 5. Кунсткамера



      В этой части обзора я собрал самые причудливые (во всех смыслах) работы художников. Захотелось, ничего не говоря о качестве графики, отметить исключительно зашкаливающую нешаблонность и эстетическую самобытность авторов.

      Экспонат номер один – портрет со спины Торби Баслима неизвестного португальского художника прошлого века.

05-01.jpg
1979 «Livros Do Brasil» серия «Coleccao Argonauta»№ 269. Художник неизвестен.

      Где-то в конце 70-х я увидел в одном из номеров «Ойленшпигеля» картинку Янкофски, а на ней изумительную деталь – портрет хозяина дома со спины. Я был потрясён и покорён. Известно, что первый анфас нарисовал в 1500 году Альбрехт Дюрер. Кто первым нарисовал анколюр – неизвестно, но это не менее древний и куда более сложный жанр. Во всяком случае, я в своё время нарисовал четыре или пять портретов анколюр (женских, разумеется) и только одна из моих моделей воздержалась от критических замечаний. Она спросила только: «Значит, раздеваться было не обязательно?» Редко встречаешь столь глубокое понимание основ искусства.

      Второй экспонат – Сбежавший Лошарик работы Madelon Vriesendorp.

05-02.jpg
1972-1978, Peacock – Penguin – Puffin Books. Художник Madelon Vriesendorp.

      Если вы думаете, что «Лошарик» – это уменьшительно-ласкательное от эвфемизма «лошара», то глубоко ошибаетесь. На самом деле это лошадь, состоящая из летающих разноцветных шаров:

05-03.jpg
«Лошарик», производство «СоюзМульФильм», 1971 год.

      Нет никаких сомнений, что английский художник попросту потырил идею у советских аниматоров. В его оправдание можно сказать, что идея с шариками совсем неплохая, и он достойно её переосмыслил, поместив на заднюю обложку целый комикс:

05-04.jpg
Торби в амфитеатре Саргона смотрит на звёзды

05-05.jpg
Торби в своей каюте на «Сису», готовится спать на голом полу.

05-06.jpg
Торби служит артиллеристом на звездолёте Гвардии Гегемонии «Гидра»

05-07.jpg
Торби осваивается в поместье Рудбеков. Кажется, в кабинете за столом сидит его дядя. Не могу разглядеть лица…

      Третий экспонат – картинка на обложке третьего издания романа в немецком издательстве «Гейне»:



05-08.jpg
1977 «Heyne». Художник неизвестен.

      Я просто считаю, что она симпатично нарисована, как бы далеко она ни была от содержания романа. В двух предыдущих изданиях на обложке был кошмарный коллаж, который полностью соответствовал тексту, но при этом не соответствовал никаким эстетическим критериям.

      Четвёртая работа – из Италии. Перед вами глубокая аллегория с потаённым смыслом. Этот смысл я предлагаю вам найти самостоятельно.

05-09.jpg
1962 «PONZONI», «COSMO»№ 77. Художник неизвестен.

      Кстати, эта картина во многом перекликается с японским изданием 72-го года:
03-10.jpg

      Ну, вы поняли, о чём я. После этой подсказки вам осталось только додумать несущественные детали.

      На очереди шедевр из Франции. Это 47-й том многотомной библиотеки мировой фантастики, которую выпускала в 70-х годах издательство «OPTA». В оформлении томов серии отметились все крутые художники Франции, за исключением Войцека Сьюдмака.

05-10.jpg
1974 «OPTA» Художник Раймондо

      Невзрачный супер с логотипом серии не должен вас пугать – внутри всё ярко, красочно и даже импрессивно. Точнее, нео-импрессивно. Пуантилизм выдумал в 1885 году Жорж Сёра, и тогда это было здорово и волшебно. Многие думают, что стать пуантилистом легко – для этого достаточно иметь подвижный большой палец и кисть с упругой щетиной. Но на самом деле это не так. Нужно ещё что-то. Смелость, самоотверженность, вдохновение, наконец. Я знал одного человека, который двадцать лет рисовал одну картину в пуантилистической манере. Он не стал портить кисточку или напрягать большой палец – вместо этого он нарисовал циркулем много-много маленьких кружочков, а потом аккуратно закрашивал их разными цветами… Но речь не о нём, а о мастере Раймондо.

05-11.jpg

      На форзац он поместил картину торгов – тут есть синдонианин и его подруга, есть Торби, но нет основного действующего лица. Баслима почему-то редко рисуют.

05-12.jpg

      А это внутренняя иллюстрация: стрельба по пиратскому рейдеру.

      Всего две картинки. Пуантилизм – дъявольски затратный метод изображения, если вы ещё этого не поняли.

      Нидерландская фирма «Бруно», которая всегда радовала меня своим креативным подходом к оформлению обложек, почему-то не попала в сегодняшний обзор. Её нишу заняла шведская компания «Lararetidning» вот с такой обложкой:


05-13.jpg
1961 «Lararetidning» серия «Saga» №404. Художник неизвестен.

      Мне хотелось бы взглянуть на предыдущие четыреста книг серии, нет ли там повторов? Мне кажется, они должны были исчерпать свежие идеи оформления не позже сто восемьдесят четвёртого тома.

      А вот дивная испанская стимпанковская безделушка.


05-14.jpg
1989 «Nova Ciencia Ficcione». Художник Oscar Chichoni.

      Не важно, что тут нарисовано – главное, это стильно. В оригинале это была картина «Chimney Hats», она украсила обложку журнала «Minotauro»:

      А вот это просто классно:



05-15.jpg
1958 «E.D.H.A.S.A». Художник неизвестен.

      Испанское издательство «E.D.H.A.S.A» вообще-то часто выносило на обложки Хайнлайна разные шедевры. Все они вышли в 50-е годы в серии «Nebulae». В 60-х серию «обновили», назвав «Selecciones Nebulae», и многие книги перевыпустили – но уже с новыми обложками, и вот там шедеврами даже не пахнет.

      В Израиле трудится огромное количество самобытных и талантливых художников, но все таланты куда-то разбегаются, стоит издателям затеять выпуск какой-нибудь вещи Хайнлайна. И тогда издателям приходится довольствоваться самобытными художниками:


05-16.jpg
2002 «Odyssey». Художник неизвестен.

      И ещё немного азиатчины. Я где-то потерял расшифровку иероглифов, и теперь не знаю, тайская это книга или китайская.


05-17.jpg
2006 «Polis». Художник неизвестен.

      Кто бы ни был её автор – он явно коммунист, потому что нарисовать такого славного пузатого капиталиста в цилиндре и с сигарой может только человек, с молоком матери почерпнувший идеи Великого Кормчего. Кстати, ушастый чудик за пультом внизу тоже симпатичный.

      Этот экспонат «Кунсткамеры» не имеет никакого отношения к «Гражданину Галактики», и Хайнлайну вообще. Но это не значит, что это плохая картина! Вот и издатель «Эриданаса» со мной согласен.


05-18.jpg
1998 «Eridanas». Художник Jim Burns


      И последний экспонат – картина шведского художника «Сын Млечного пути» (так у них в Швеции переименовали «Гражданина Галактики»).


«Vintergatans Son», 2014, 24х33, холст, акрил, пластик. Художник Niklas Aurgrunns.

      И на этом – всё! Кунсткамера закрывается. Завтра мы увидим массу красивой журнальной графики и прочего импортозамещения.



.

Часть 0. Предыстория
Часть 1. Литературоведическая (начало)
Часть 1. Литературоведическая (окончание)
Часть 2. Ловец и Голландец
Часть 3. Нищие и звездолёты
Часть 4. Портреты и сюжеты
Часть 5. Кунсткамера - You are here
Часть 6. Там, где можно не быть поэтом


.
Tags: Хайнлайн, картинки
Subscribe

  • Осеннее букпорно – весело, задорно

    В последние месяцы сначала сломанная рука, а потом и ковидло сильно подкосили мой читательский потенциал. С одной рукой читать неудобно, а постоянный…

  • Эпоха Колорадо-Спрингс за 12 минут

    Забавная форма подачи биографического материала: Как можно ужамкать пол-тома биографии Паттерсона в десятиминутный мультик. Хотелось бы то же самое…

  • Обложка «Уолдо» засветилась в пабликах

    Под обложкой Боба Эгглтона* - две повести и последние рассказики Боба Хайнлайна. Все они довольно разные по качеству, но остатки - чо уж там -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments