swgold (swgold) wrote,
swgold
swgold

Categories:

Богач, бедняк, нищий, вор. Часть 3. Нищие и звездолёты

Часть 3. Нищие и звездолёты



      Мало кто из художников решился тупо проиллюстрировать название книги и, подобно Фишеру, изобразил на обложке Галактику и её Гражданина. Парни, плотно сидевшие в этом бизнесе, прекрасно понимали, что на обложке фантастической книги непременно должна быть ракета. Пузатенькие ракеты со стабилизаторами, весёленькими иллюминаторами и огненным хвостом всегда охотно покупали, если не читатели, то уж издатели-то точно. Поэтому идея изобразить попрошаек на фоне звездолётов была вполне очевидным выбором профессионалов. В конце концов, если что, попрошайку можно было замазать белилами, и нарисовать на его месте космонавта, девушку или зелёного кенгуру. Понятно, что профессионалов в те времена на всех не хватало. Менее взыскательные издатели обходились без заказных работ, шлёпая на обложки случайно купленные с рук в подземном переходе звездолёты – и, надо же, какое чудо! – книги прекрасным образом расходились и без попрошаек на обложке. И лишь в третьем тысячелетии, когда тема звездолётов уже как-то поднадоела, некоторые эстеты-новаторы (которых можно пересчитать по пальцам) начали помещать на обложку одних попрошаек без звездолётов.

      Но, прежде чем эти штампы и шаблоны заполонили прилавки, один художник всё-таки попытался сказать своё слово и нарисовал на обложке освобождение от рабства. Это второе американское издание, права на Хайнлайна тогда перешли к «Ace», и «Ace» выпустило свой первый десятитомник, оформленный Мельтцером и Сэведжем:

03-01.jpg
1970 «Ace». Художник Davis Meltzer

      Стилистика агитационного плаката, конечно же, не украсила замысел художника. Не добавляют эстетической ценности картине и рыжий герой на фоне зелёного космоса. Но это, тем не менее, уникальное решение темы, и его стоит отметить.

      Следующая обложка – мгновенно ставшая классикой картина Даррелла Свита, нарисованная для сс Хайнлайна, выпущенного издательством «Ballantine» во второй половине 70-х:
03-02.jpg
1975 «Del Rey» - «Ballantine». Художник Darrell K Sweet.

      Оригинал картинки:
03-03.jpg

      На картине Даррелла нарисованы оба члена маленькой семьи, и Торби, и Баслим. Это довольно редкое решение темы – большинство художников сконцентрировались на фигурке мальчика, а его приёмный отец и наставник совершенно исчез из поля зрения. Ещё одна деталь, на которую стоит обратить внимание, это чашка для пожертвований или патра, как её называли в Индии. Мальчик с патрой в руках появился на нескольких последующих обложках. Вот это британское издание:

03-04.jpg
1981, «Penguin Books». Художник Tom Stimpson.

      А это – венгерское:
03-05.jpg
1992 «Phoenix». Художник неизвестен.

      Венгерский мальчик выглядит более жалистно, но библейский посох немного сбивает с толку.

      Надо сказать, что задолго до того, как Свит запустил тему мальчика-с-патрой, художник британского издательства «Gollancz» Алан Бриз решил титульную композицию немного по-другому и довольно стильно, в характерной для него экономичной манере:

03-06.jpg
1969 «Gollancz». Художник Alan Breese.

      Картинка полна фирменной английской дымки и фирменного английского сплина. Она не обличает социальных язв, и, скорее, романтична, чем трагична.

      Более романтический вариант сидящей фигурки есть у великолепного французского художника Манчу:
03-07.jpg
2011 «Livre de Poche». Художник Manchu

      Негатив здесь полностью изжит – осталась только лёгкая грусть на фоне светлых далей.

      Но не всем приходится по вкусу романтизм. Потомки римлян, превративших рабство в целый пласт мировой истории, предпочли романтизму суровую романскую прозу. Абстрагировавшись от мальчика-попрошайки, итальянский художник подарил нам классическую фигуру раба в кандалах.
03-08.jpg
2005 «Mondadori» серия «Urania Collezione» №27

      И совершенно неузнаваемо трансформировалась тема попрошайки и звездолёта в Стране Восходящего Солнца. Японцы не могли не адаптировать Хайнлайна к своей специфической культуре пучеглазых андрогинов, и упрятали социально-философскую книгу под откровенно анимешной обложкой:
03-09.jpg
Год, издатель и художник неизвестны.

      По-видимому, тут изображены мечты героя о службе в «Корпусе Х». Ну, или, может быть в дело пошли неликвиды «Макросса». Если вы думаете, что это самое днище, то вы не видели картинки с первого японского издания «Гражданина Галактики»:

03-10.jpg
1972 «Hayakawa». Художник неизвестен

      Вот ни слова не скажу про эту картинку, разве что замечу, что звездолёт со спиралями смахивает на макаровский дизайн из иллюстраций к «Лилит»:
03-11.jpg

      Как я уже говорил, не все живописцы сконцентрировались на маленьком попрошайке. Некоторые из них помнили о Баслиме и помещали на обложку групповой портрет. Вот первое немецкое издание книги:
03-12.jpg
1958 «Gebruder Weiss». Художник Bernhard Borchert

      Не будем строго судить условную манеру немецкого художника, всё-таки главное в этой серии «Гебрюдер Вайсс» не картинки, а шрифты.

      А теперь посмотрим немного на звездолёты без нищих.

      В первую очередь, это итальянцы. Книга в Италии так часто переиздавалась, что художники просто исчерпали все идеи и потому шлёпали на обложку универсальные звездолёты.
03-13.jpg
1964 журнал «I Romanzi del Cosmo» № 161/162 Художник Luigi Garonzi.

      Здесь у нас целый парусный флот и ни малейших следов Хайнлайна.

03-14.jpg
1979 «Euroclub» Художник неизвестен

      Тут снова корабли и наземный транспорт.
03-15.jpg
1993 «Nord». Художник Franco Storchi.

      А это «Сокол Тысячелетия» перепутал Татуин с Джаббалом и сейчас Хан Соло спасает мальчика Торби от саргонианских патрульных катеров.
03-16.jpg
1970 «Nord» Художник Filippo De Gasperi

      На этом история не закончилась – перед нами Звезда Смерти.
03-17.jpg
19?? «Nord» Художник Franco Storchi

      И вновь «Сокол Тысячелетия»! Он повсюду, повсюду!

      А это уже французы:
03-18.jpg
2008 «Terre de Brume» Художник Eric Scala

      На этот раз нас угостили летающей тарелкой люфтваффе и японским меха на заднем плане.
03-19.jpg
1979 «Meulenhoff» MSF-59. Художник неизвестен

      Космическая программа Нидерландов – тайна за семью печатями. Я не возьмусь определить класс этого судна. Зато следующее узнаю легко: оно здесь уже примелькалось.
03-20.jpg
1983 Meulenhoff MSF-59 Художник Franco Storchi

      Хан Соло снова с нами!

      Шведские издатели явно не поскупились на картинку – художник нарисовал все Девять Планет и добавил ещё парочку про запас. Звездолёт тоже страдает некоторой избыточностью деталей.

03-21.jpg
1979 Kindberg «Alpha science fiction. pocket». Художник неизвестен

      Ещё одно шведское издание, ещё более древнее, судя по состоянию обложки:
03-22.jpg
Год, издательство и художник неизвестны.

      Есть что-то в этом супере бесконечно ностальгическое. Ну, помните, «Гриада», «Эдем», «Особая необходимость» и тому подобные зачитанные до полной ветхости книги из библиотеки.
03-23.jpg
2001 «Book Studio». Художник неизвестен

      Это финское издание начала века. Сравните с предыдущей обложкой – изменения к худшему, по-моему, налицо. Фотошоп следует законодательно запретить. Ну или хотя бы перестать вручать фотошоперам награды на конвентах.

      И в заключение темы – испанцы.

03-24.jpg
19?? «E.D.H.A.S.A». Художник неизвестен

      В отличие от шведского коллеги, издатель из «E.D.H.A.S.A.» пожадничал оплачивать целый звездолёт, и художник изобразил только хвост от ракеты, правда, с реактивной струёй. «За такие деньги, – заявил он, – сами всё остальное дорисуете!» «А нам и ладно, – оскалился издатель, – нам и так потянет! Всё равно пипл схавает!»

      Прямо как в воду глядел.



.

Часть 0. Предыстория
Часть 1. Литературоведическая (начало)
Часть 1. Литературоведическая (окончание)
Часть 2. Ловец и Голландец
Часть 3. Нищие и звездолёты - You are here
Часть 4. Портреты и сюжеты
Часть 5. Кунсткамера
Часть 6. Там, где можно не быть поэтом


.
Tags: Хайнлайн, картинки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments