swgold (swgold) wrote,
swgold
swgold

Categories:

Двойная звезда - история о скоростном социальном лифте. Часть 5: Мистер Икс и его маски

5. Мистер Икс и его маски

Театральная тема, тема лицедейства и личины нашла меньше воплощений в обложках «Double Star», чем тема двойников, и всё же именно она оказалась источником всех шедевров и классических решений, связанных с этим романом. То, что уловил в романе и отразил в своих рисунках Келли Фрис, идеально воплотилось в символы маски или человека в маске.

После первого издателя, «Doubleday», «Двойника» принялось печатать издательство «Signet»:


1956 год, «Signet» Художник Richard Powers

Тут есть и Марс, и ракета (куда теперь без неё?) и две фигуры, одна как будто в трусах, вторая в цивильном. Обратите внимание на аннотацию: «Нахальный самозванец обвёл вокруг пальца две планеты в Галкатической Империи будущего». Галактическая империя – ни больше, ни меньше! Оказывается, в 50-х тоже умели писать аннотации…

Несмотря на некоторую информационную избыточность (ну ладно, на самом-то деле я думаю, что Ричард книгу вообще не читал, и нарисовал по мотивам синопсиса, в лучшем случае) картинка многим понравилась и закрепила театральную маску в качестве канонического элемента обложки «Дублёра».

Этот же дизайн с небольшими вариациями был повторён в 14-томном сс Хайнлайна, вышедшим в «Signet» в 60-х:



В 1971 году её потырило турецкое издательство, выпустив обманку, о чём я уже писал ранее. А в 2000 году оно украсило обложку аудиокниги «Blackstone Audio Books».
В 70-х издательство запустило сс в новом очень стильном оформлении художника Gene Szafran, который решил тему без масок, с помощью двуликого Януса:


1970 год, «Signet» Художник Gene Szafran

Потом эту картинку потырили турецкие издатели, на этот раз спрятав под обложку именно «Дублёра», без обмана:



А на рубеже 70-80-х «Signet» повторило издание собрания сочинений Хайнлайна в ретро-стиле в исполнении художника Vincent Di Fate:


1979 год, «Signet» Художник Vincent Di Fate

У нас тут налицо Человек Без Лица и опять в трусах. В этом собрании сочинений на обложках фигурировали исключительно супермены с бластерами на фоне футуристических городов.

Маской же воспользовались всевозможные интерпретаторы.

Немецкое издание сс Хайнлайна от «Bastei Lubbe» тоже без неё не обошлось.


1995 год «Bastei-Lubbe» Художник неизвестен.

Кстати, идея хороша, но в исполнении – на удивление слабая обложка. Остальные двадцать у «Бастей» куда лучше. В скобках замечу, что дизайн серии немцы позаимствовали у американского издательства «Ace». Но американцы напечатали всего восемь или десять книг в этом оформлении, поэтому оставшийся десяток картинок в немецком издании - плод сумрачного германского гения или взяты из других изданий. Российское издание сс Хайнлайна от «Эксмо-пресс»-«Terra Fantastica» повторило дизайн и творчески перетасовало картинки, разбавив их совершенно левыми.

Нечто подобное (но уже без всяких аллегорий со звёздами) нарисовали чехи:


1997 год «AFSF» Художник неизвестен

У чехов вышло заметно повеселее, чем у немцев. Наверное, фильмом «Маска» навеяло.

Нидерландская компания «Bruna», которая обычно пугает меня своими нетрадиционными художественными вкусами и смелыми графическими решениями, внезапно совершила прорыв: она первая застолбила вариант «Мистер Икс», поместив на обложку человека с маской в руке:


1977 год «Bruna» Художник неизвестен

На картинке много лишних деталей и нарушено равновесие, но она всё равно хороша. Хотя бы концептуально – на шаг ближе к Хайнлайну, чем многие и многие другие.

А вот как эту идею подхватил и реализовал известный художник Барклай Шоу:


1986 год «Del Rey»-«Ballantine» Художник Barclay Shaw

Не согласен с решением Шоу. В отличие от Фриса, у него Лоренцо выглядит не легкомысленным лузером, а довольно наглым пройдохой. Читатель вправе ожидать найти под такой обложкой плутовской роман или что-то в духе Лаумера, но вместо этого его ждёт полный облом ожиданий. Кстати, Шоу оформлял это собрание сочинений Хайнлайна для «Del Rey»-«Ballantine» вместе с другим столпом фантастической живописи, Майклом Уэлланом. Все их обложки попали в «десятку» и стали классическими. Их многократно использовали для переизданий Хайнлайна в разных странах.

Тема человека в маске в последний раз появлялась, по моим данным, в британском издании «Gollancz»:


2003 год «Gollancz» Художник Vincent Chong

И не надо говорить, что это перепевы классической картинки Шоу. Во-первых у человека и у маски одно лицо. Во-вторых он не улыбается. В третьих, художника легко обидеть, а вы сами-ка попробуйте что-нибудь нарисовать!

Продолжение следует





Часть 0: Истоки
Часть 1: Звездный старт
Часть 2: Двойники с ракетами и без
Часть 3: Ракеты без двойников и другие кошмары
Часть 4: Марсиане из Рязани
Часть 5: Мистер Икс и его маски - You are here
Часть 6: Пастушки, политики и прочая дребедень
Часть 7: Русский дубляж

Tags: Хайнлайн, картинки
Subscribe

  • Осеннее букпорно – весело, задорно

    В последние месяцы сначала сломанная рука, а потом и ковидло сильно подкосили мой читательский потенциал. С одной рукой читать неудобно, а постоянный…

  • Эпоха Колорадо-Спрингс за 12 минут

    Забавная форма подачи биографического материала: Как можно ужамкать пол-тома биографии Паттерсона в десятиминутный мультик. Хотелось бы то же самое…

  • Больше Столенхогов - хороших и разных!

    На сентябрь анонсирован выход третьего графического романа: «Лабиринт» - это мрачная история о выживании на планете, пережившей…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments