swgold (swgold) wrote,
swgold
swgold

Двойная звезда - история о скоростном социальном лифте. Часть 2: Двойники с ракетами и без

2. Двойники с ракетами и без



Первое книжное издание от «Doubleday» досталось в руки Мелу Хантеру (Mel Hunter). Художник довольно много работал в «Galaxy», «Amazing», «Fantastic Universe» и других местах. У него есть прекрасные работы, но именно Хайнлайну и именно в «Doubleday» с ним почему-то не повезло. Всё, что он оформлял, выглядит как-то не слишком впечатляюще.


1956 год, «Doubleday» Художник Mel Hunter

Сравните эту обложку с его картинками из «Galaxy», например:



Возможно, проблема в том, что Хантер слишком много рисовал забавных роботов, а люди у него вечно получались как-то неказисто. К работе он подошёл чрезвычайно просто, буквально изобразив две звезды в небе и двух людей на земле – один читает монолог из «Гамлета», второй смотрит на него с изрядным скепсисом. Степень их сходства ограничена полиграфией. А чтобы ни у кого не оставалось сомнений, что это фантастика, к ним пририсован ракетоплан фон Брауна образца 49 года. Испорченное засветкой изображение звёзд в комбинации с двумя фигурами людей собезъянничали французы из издательства «Gallimard». Художник Georges Pichard заменил звёздные лучи пунктирными линиями (чтобы и дураку была понятна связь между фигурами и небесными объектами), а насчёт самих звёзд что-то недопонял и превратил их то ли в яичницу, то ли в целые галактики. Рисовать ракету он, должно быть, постеснялся:


1958 год, «Gallimard»-«Hachette», серия «Le Rayon Fantastique № 59», художник Georges Pichard

К «Gallimard» мы ещё вернёмся, а пока посмотрим, что выпускали их земляки из «J'ai Lu»:


1975-1999 год, «J'ai Lu» Художник Wojtek Siudmak

Художник Wojtek Siudmak. Пан Войцек в 1966 году приехал во Францию где многие годы пытался косить под Дали. Он широко известен в СССР обложкой для первых «Rockets», и хорошо бы дело этим и ограничилось. Но нет – он активно работал над обложками в «J'ai Lu», в том числе над «Марсианкой Подкейн». На обложке мы видим  типичных Двухяйцевых Близнецов. Если присмотреться, на земле разбросана ещё куча яиц – видимо, намёк, что в коробке их было много, и вообще все люди равны – Liberté, Égalité, Fraternité etc.
Книга в этом оформлении вышла в 1975 году. Обложка так понравилась издателям, что они продолжали её выпускать аж до 1999 года. В 1986 году редакторам пришла в голову крамольная мысль освежить дизайн, и они заказали новую обложку Дональду Гранту. Вот что у него получилось:


1986 год, «J'ai Lu», художник Donald Grant

Взглянув на это творение издатели сказали: «Ну кого мы обманываем?» - и вернули оформление мсье Войцеха обратно.

Между тем, упомянутое выше «Gallimard» затеяло выпустить собрание Хайнлайна в едином оформлении в рамках большой серии научной фантастики. Всего у Хайнлайна вышло 10 томиков, в том числе и том № 294 (это была ОГРОМНАЯ серия научной фантастики, как нетрудно догадаться) с картинкой Криса Уилтона:


2007 год, «Gallimard», серия «Folio SF» №294. Художник Chris Alan Wilton

На картинке мы видим двух беженцев из Матрицы, пытающихся прожечь друг друга глазами. Звезда почему-то всего одна – может, сокращённый вариант романа?

Всё это время в сопредельных с Францией странах работал испорченный телефон: графические решения французов заимствовали, вносили свой национальный колорит (видимо, чтобы избежать обвинений в плагиате) и отправляли в печать. Шведская «Prisma», например, оттолкнувшись от первой обложки «Gallimard», выпустила своих оконтуренных двойников:


1986 год, «Prisma». Художник неизвестен.

Звёзды сократили за ненадобностью, вместо них появилась чорная дыра, а лучи заменили канцелярскими стикерами. В результате получилась отличная буддистская обложка: всё суета и пустота, и только кажется, что есть. Стильная вещь, кстати, но она почти никак не привязана к Хайнлайну.

Двухголовая композиция Сьюдмака понравилась испанцам, и «La Factoria de Ideas» в 2001 году выпустила книгу в аналогичном решении. Правда от близнецов пришлось отказаться, видимо, что-то вышло не так, поэтому одному надели тёмные очки, а второму пририсовали дополнительные глаза:


2001 год, «La Factoria de Ideas». Художник неизвестен.

Возможно, я ошибаюсь, и испанцев вдохновил вовсе не пан Войцек, а более ранняя работа гениев из «Гейне» - немецкое издательство в 1965 году выпустило книгу в такой обложке:


1965-1970 год, «Heyne». Художник неизвестен.

Художник не поскупился на головы. Вообще, в обложках «Гейне», помимо общей аляповатости, присутствует некая фирменная щедрость и широта – вот и на обложке «Кукловодов» художник решил пририсовать слизням глаза, и не поскупился, глаз получилось много. Обратите внимание на название: «Ein Doppelleben im Kosmos» – «Двойная жизнь в Космосе». В Германии любили менять названия книг Хайнлайна, и они часто выходили под двумя-тремя разными титулами. Европейский агент писателя не вылезал из судов, собирая штрафы за контрафактные издания.

Продолжение следует.








Часть 0: Истоки
Часть 1: Звездный старт
Часть 2: Двойники с ракетами и без - You are here
Часть 3: Ракеты без двойников и другие кошмары
Часть 4: Марсиане из Рязани
Часть 5: Мистер Икс и его маски
Часть 6: Пастушки, политики и прочая дребедень
Часть 7: Русский дубляж

Tags: Хайнлайн, картинки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Пуля вместо яда

    Электрический пёс теперь вооружён винтовкой. Дальность 1200 м с ПНВ. Режим "Догонять и Кусать" был признан неэффективным и…

  • Ужжасная история

    Сегодня ЖЖ после долгих лет дружжбы вдруг повернулся ко мне жж...й. - Ты кто? - спросил он меня на входе. Я послушно набрал логин и пароль. - Это…

  • (без темы)

    С праздником, самые читаемые авторы в самой читающей стране!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments