swgold (swgold) wrote,
swgold
swgold

Двойная звезда - история о скоростном социальном лифте. Часть 1: Звёздный старт

Как обычно, можно смело щёлкать по картинкам, но это не всегда приводит к хорошему результату :)

1. Звёздный старт

Со стартом «Double Star» определённо повезло – в журнале «Astounding Science Fiction» роман достался замечательному графику Kelly Freas. За свою фантастическую живопись Фрэнк Келли Фрис (1922-2005) получил фантастическое количество наград. Двадцать раз он номинировался на премию «Хьюго» и девять раз её получал. Он работал одинаково хорошо и тушью, и в цвете.



Вы наверняка видели его работы, даже если не выписывали «Astounding» или «Weird Tales»:



Фрис иллюстрировал всех топовых авторов, печатавшихся у Кэмпбелла, и он же многим из них сказал «прощай»:


Памятный постер с портретом Хайнлайна

Для первой части «Двойника» в «Astounding» он сделал и обложку, и внутреннюю графику. Так выглядел февральский выпуск журнала:

1-06.jpg

В 1999-м, через 43 года Фрис перерисовал картину, с которой была выполнена обложка. Обратите внимание, насколько изменился на плакате Бонфорт, и в какую сторону уплыло лицо Лоренцо. Художник устранил разительное отличие между персонажами, при этом Бонфорт из доброго и мудрого дядюшки превратился в предельно жёсткого и циничного человека, у которого на лице отчётливо написано: «политик».

1-07.jpg

Внутренняя журнальная графика чрезвычайно разнообразна. Не все эксперименты Келли увенчались успехом, есть спорные вещи, а есть просто великолепные. Всё как обычно. Художник не пошёл по пути наименьшего сопротивления, облекая персонажей в тоги или обтягивающие комбезы. Не стал он рисовать и циклопических сооружений с торчащими повсюду спиралями и антеннами. Вместо этого он двинулся назад во времени и оформил всё в стиле театральной постановки. Минимальные декорации и костюмы в духе прошлого, XIX века. Тем самым он как бы подталкивает читателя к осознанию: это комедия нравов, Шекспир, а не Док Смит.
В первом выпуске было целых пять иллюстраций, что довольно много. Обычно ограничивались двумя-тремя:

1-08.jpg

Сцена с падающими яйцами из ситкома, который упоминается в тексте. Это оригинал картинки. А вот её компоновка в журнале:

1-09.jpg

Весь разворот ушёл на картинку и заголовок. Такой подход к журнальным площадям впечатляет, правда?

1-10.jpg

Работодатели дублёра выясняют отношения. Выступ за рамку и обтекание текстом. Изящно – и для журнальной полиграфии тех лет характерно. Позднее экономия средств загнала картинки обратно в строгие прямоугольные загоны, а затем и вовсе их уничтожила.

1-11.jpg

Космос, невесомость и прочие неприятности.

1-12.jpg

Результаты гипноза – вместо марсианофобии Лоренцо заполучил марсианофилию. Здесь, как и на предыдущей картинке, игра с границей чорного и белого фона, позитива и негатива. Заметно, что Фрис не слишком старается выдерживать единство стиля, но каждая картинка по отдельности смотрится очень неплохо.

1-13.jpg

На привязи. Внезапно аллегорическая картинка. Возможно просто срочно понадобилось заполнить место. ;)

Апрельское продолжение вышло в одном номере с «Исследовательским отрядом» Мюррея Лейстнера, поэтому на обложке Ситка Пит сражается со сфиксом. Тем не менее, на лого в левом верхнем углу обложки, которое меняется у Кэмпбелла от журнала к журналу, можно увидеть театральные маски – фирменный знак «Double Star»:

1-14.jpg


Внутри – очередные иллюстрации от Фриса, на этот раз шесть штук:

1-15.jpg

Ритуал принятия в марсианскую ячейку общества. Лоренцо посреди толпы брокколи под прицелом жизненных жезлов. Обратите внимание: пальцы на кнопках. Фрис приделал к щупальцам большой палец! Последующие иллюстраторы изображали марсиан преимущественно с жезлами под мышкой.

1-16.jpg

Инцидент с маленькими марсианами по дороге в святилище. Взрослые марсиане похожи на деревья, а маленькие… Н-нет-нет, не буду комментировать.

1-17.jpg

Возвращение в город и неприятные известия. Единственный случай, когда Фрис изображает какую-то архитектуру, и она тут же начинает диссонировать с фигурами людей. Тут больше подошли бы игольчатые арки и минареты, на мой взгляд.

1-18.jpg

Чудеса телевидения будущего. Очень «златковский» рукав с дивной шерстяной черно-белой штриховкой. Это не планшет или карандаш, господа, это тушь, перо и, возможно, бритва. А ещё время и терпение. И, одновременно, замечу, округлые «авотинские» детальки и откровенно «макаровский» персонаж на заднем плане. Фрис часто замешивает графические коктейли, которые пьются залпом, но от анализа ингридиентов просто оторопь берёт.

1-19.jpg

Нелёгкие раздумья актёра под известным благодаря Фредди Меркюри слоганом «Show must go on». В «Astounding» текст на странице шёл с разбивкой на две колонки. Такая вертикальная плашка заменяла одну из колонок. Фрис не просто иллюстрировал текст, но и старался играть с компоновкой.

1-20.jpg

А это уже на Луне. У Лоренцо пытаются забрать его жезл. Европейский фрак против азиатчины. И тюрбан, тюрбан!

Апрельский номер не мог не обойти тему императорских паровозов. Её мало кто использовал в дальнейшем, совершенно непонятно, почему. Обратите внимание на лого в левом верхнем углу. Джон Вуд Кэмпбелл явно предвидел запуск первого искусственного спутника Земли в следующем году. А иначе не знаю, как это объяснить. Как раз в это время он экспериментировал с расширенным сознанием. Возможно уловил что-то в ноосфере.

1-21.jpg

Первая же внутрення иллюстрация – снова внезапная аллегория. В романе не слишком много ударных моментов, поэтому Келли выкручивается, как может:

1-22.jpg

1-23.jpg

Скандал с Клифтоном по поводу состава кабинета.

1-24.jpg

И снова вертикальная плашка – ночные кошмары. Картинка в самый раз для «Weird Tales», но здесь, на мой взгляд, она не совсем в тему.


1-25.jpg

Скандалы и разоблачения. Пресса за работой.

1-26.jpg

И финальная картинка – встреча дублёра с оригиналом. На этом вклад Фриса в "Дублёра", к сожалению, заканчивается. Дальше, за редким исключением, пойдут вещи похуже, поплоше, а то и вовсе безобразные. Закон Старджона неумолим.

Продолжение следует






Часть 0: Истоки
Часть 1: Звездный старт - You are here
Часть 2: Двойники с ракетами и без
Часть 3: Ракеты без двойников и другие кошмары
Часть 4: Марсиане из Рязани
Часть 5: Мистер Икс и его маски
Часть 6: Пастушки, политики и прочая дребедень
Часть 7: Русский дубляж

Tags: Хайнлайн, картинки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment